Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Советы психолога при выборе профессии

Дата: 23 июня 2022 в 15:00

                                                                         Ошибки выбора профессии

  1. Отождествление профессии со школьным предметом
  2. Ориентация на мнение случайных людей
  3. Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней
  4. Выбор профессии «за компанию»
  5. Недостаточный учет своих способностей
  6. Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии
  7. Выбор исключительно по признаку престижности
  8. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо
  9. Игнорирование медицинских противопоказаний
  10. Отсутствие запасных вариантов выбора

     1. Отождествление профессии со школьным предметом

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что понравится и связанная с ним работа. Одно дело — эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, совсем другое — зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Помни, что школьный предмет – это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.

2. Ориентация на мнение случайных людей, имеющих весьма смут­ные представления о той профессии, к выбору которой они тебя под­талкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профес­сий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями.

3. Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней, без учета того, чем реально предстоит заниматься большую часть рабочего времени. Во многих видах деятельности на виду оказывается лишь «вершина айсберга», но не столь заметна гигантская подготовительная работа, которую приходится проделывать, чтобы на эту вершину попасть.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

4. Выбор профессии «за компанию»

Кстати, часто выбор профессии «за компанию» связан с тем, что молодой человек недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой шаг. Неопределенность жизненной перспек­тивы вызывает тревогу, а принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже все решил и убежден в правильности намеченного. А дальше все зависит от удачи: если повезло и избранная ради ком­пании профессия отвечает интересам и способностям человека, то все складывается хорошо, а если нет — уже через год-полтора учебы в вузе, техникуме или колледже возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с белого листа».

Если профессия нравится твоему другу - из этого ешё не следует, что она понравится и тебе.

5. Недостаточный учет своих способностей

Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.

6. Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который тебе симпатичен. Скажем, юноша решает пойти учиться на геолога, потому что среди знакомых его семьи есть один геолог — колоритный бородатый дядечка, увлекающийся путешест­виями, объездивший полмира и очень красочно рассказывающий обо всем увиденном. И уже поступив на такую специальность в вуз, молодой человек мало-помалу обнаруживает для себя, что труд гео­лога отнюдь не сводится к путешествиям и предполагает достаточно много «кабинетной» работы. А если геологи в рабочее время и путе­шествуют, то, как правило, не в Таиланд или на Тибет, а куда-нибудь в глухую сибирскую тайгу, на разведку нефтяных месторождений. Молодого человека ничего из этого, как выясняется, не интересует и не отвечает его способностям. Путешествия же, которые столь ярко живописал знакомый, вообще не связаны с его профессией, он пред­принимал их за собственные деньги, во время отпусков. Интерес к знакомому с его досужими рассказами (по сути — к стилю жизни этого человека) был ошибочно принят за интерес к профессии.

А бывает и наоборот: одна-единственная встреча с неприятным, отталкивающим представителем какой-либо профессии может настро­ить человека против этого рода занятий как такового. Например, кто-то очень хотел быть врачом, интересовался медициной и обосно­ванно считал, что способен ее освоить. Но потом попал ненароком в больницу, где его лечащий врач оказался грубым, хамоватым и неком­петентным. Вполне возможно, что после этого будет решено: «Не пой­ду в медицину — не хочу быть похожим на него!» Но ведь вполне возможна и прямо противоположная реакция: «Пойду в медицину, чтобы стать хорошим врачом, ничем не похожим на этого!» Внешние обстоятельства еще не предопределяют поведение — человек сам решает, какие выводы из них сделать.

7. Выбор исключительно по признаку престижности

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Это временное преобладание каких-либо вкусов, мнений, точек зрения. Без причины она не возникает, но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для тебя лично. В области профессионального самоопределения мода проявляется как массовое предпочтение молодежью каких-либо про­фессий, восприятие их как самых престижных, что подчас совершенно не соответствует их реальной востребованности. Когда-то школьники поголовно хотели быть космонавтами, потом — физиками-ядерщика­ми, потом — банкирами и брокерами. Мода на профессии меняется довольно быстро, и, скорее всего, к тому моменту, когда ты закон­чишь профессиональное обучение и начнешь работать, модными ста­нут совсем не те профессии, что сейчас. Кстати, вот еще информация к размышлению: слово «престижность» происходит от латинского praestigium, что значит «иллюзия», «обман чувств»...

Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь ра­ботать, мода, скорее всего, уже изменится.

8. Выбор профессии — дело, существенно влияющее на твою судьбу, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.

9. Игнорирование медицинских противопоказаний. Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъ­являют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности веро­ятны не только в таких профессиях, как летчик или пожарный, но и в более «приземленных» видах деятельности. Вот некоторые группы самых распространенных противопоказаний.

1. Зрение. С ним связано очень много противопоказаний: например, людям, страдающим близорукостью и вынужденным носить очки, крайне нежелательно заниматься любой работой, где требуется рассматривать мелкие детали или часто наклонять голову вниз. Монтажник электронных схем или ремонтник сотовых телефо­нов — работа явно не для них. А если у человека нарушено цветовое зрение, ему вряд ли стоит становиться водителем какого-либо транспорта.

2. Слух. При серьезных нарушениях слуха противопоказано боль­шинство профессий, в которых подразумевается интенсивное устное общение или требуется реагировать на какие-либо звуки. Трудно представить себе хорошего продавца, учителя или опера­тора справочной службы, который не может расслышать, что ему говорят, и постоянно все переспрашивает.

3. Дыхательная система. При ее заболеваниях, особенно при астме, крайне нежелательно работать в условиях повышенного содержа­ния в воздухе пыли, дыма, каких-либо химических веществ. Эти же противопоказания касаются и людей, организм которых склонен к аллергическим реакциям.

 4. Опорно-двигательный аппарат. Естественно, людям с существенными нарушениями опорно-двигательного аппарата не стоит выбирать профессии, подразумевающие высокую двигательную активность. При выраженных нарушениях осанки и сильном плос­костопии противопоказаны профессии, где приходится проводить много времени, стоя на ногах (например, повар или продавец-консультант в отделе, где персоналу запрещается работать сидя). Этот список далеко не полный. Если профессия предъявляет по­вышенные требования к состоянию здоровья, то перед обучением ей или перед трудоустройством тебе нужно будет пройти медицинскую комиссию, иногда довольно строгую. Бывает, молодые люди воспринимают это как искусственно созданные барьеры или считают, что «болячки — удел стариков». Но на самом деле подобные ограничения вполне оправданы, и обусловлены они в первую очередь заботой о здоровье тех, кто готовится к работе. Так что пусть даже такая медкомиссия не предусмотрена, все равно имеет смысл проконсультиро­ваться с врачом, если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, насколько интересующая тебя профессия совместима с твоим здоровьем. Ведь забота о нем отвечает твоим собственным интересам.

Если достаточно волевой человек хочет во что бы то ни стало зани­маться определенной работой, он рано или поздно найдет способ обойти почти любые противопоказания и препятствия в виде мед­комиссий, и займется-таки ею. Широко известный пример: летчик Маресьев в Великую Отечественную войну потерял обе ноги, но, несмотря на это, вновь научился управлять истребителем (эта реальная история положена в основу «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого). Вот только в мирной жизни такие крайности редко бывают оправданы. Больной астмой, работающий на химическом производстве, будет чувствовать себя все хуже, и не исключено, что в один «прекрасный» день вообще задохнется прямо на рабочем месте. Грузчик с больным позвоночником когда-нибудь может оказаться парализованным, а часовщик с сильной близоруко­стью — слепым. Когда человек выбирает профессию, игнорируя меди­цинские противопоказания, он рискует окончательно испортить себе здоровье, а то и вообще жизни себя лишить. И не только себя! Пред­ставь, например, что произойдет, если водитель рейсового автобуса, больной вегетативно-сосудистой дистонией (заболевание, при котором возможно резкое падение артериального давления), потеряет на ходу сознание.

Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интере­сующие тебя профессии совместимы с твоим состоянием здоровья.

10. Отсутствие запасных вариантов выбора. Необходимо всегда иметь несколько возможных вариантов продолжения обучения и работы, чтобы, если не подошел один из них, всегда располагать запасным вариантом действия. Не все желания и жизненные планы сбываются. Скажем, не удается поступить в тот вуз, куда хотелось бы (кстати, фраза «конкурс 4 человека на место» означает, что это не удалось сделать троим из четырех). Можно воспринять непоступление как крушение всех жизненных планов и надежд, а можно получить среднее специальное образование, а потом поступить сразу на второй или тре­тий курс вуза. В некоторые профессии путь, возможно, окажется закрыт в связи с тем, что возникнут проблемы со здоровьем. Перед тем, кто не мыслит свое будущее вне связи с интересующей сферой, встает выбор: или отказаться от своей мечты, или все равно «проби­ваться», находя способ обойти ограничения. Первый вариант может сделать человека несчастным надолго, если не навсегда, второй — окончательно лишить здоровья. Тот же, у кого есть на примете и дру­гие варианты профессионального развития, сможет подойти к этой ситуации более гибко. Например, найти себе какую-то схожую про­фессию, требования к здоровью в которой менее жесткие.


ПАМЯТКА  ВЫБИРАЮЩЕМУ  ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

Изучи глубже самого себя:

·  разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

·  Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

·  Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

·  Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

·  Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

·  Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

·  Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.


ЛИЧНЫЙ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ПЛАН  УЧАЩЕГОСЯ

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.


ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ПЛАНА:

·  определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

·  полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);

·  устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

·  реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

·  логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

·  моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

·  согласованность плана с потребностями рынка труда.


ЭТАПЫ  ФОРМИРОВАНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

·  определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;

·  выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

·  сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

·  ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

·  соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

·  узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

·  ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей». 


ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК,

ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

· что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

· что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

· что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

· что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.


ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:

·  выбор профессии за компанию;

·  перенос отношения к человеку на саму профессию;

·  отождествление учебного предмета с профессией;

·  ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

·  неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:

·  незнание или недооценка своих физических особенностей;

·  незнание или недооценка своих психологических особенностей;

·  неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:

·  увлечение только внешней стороной профессии;

·  предубеждение в отношении престижности профессии;

·  незнание требований профессии к человеку;

·  устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.


                                            ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.
2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.
3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».
4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям». Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.


ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

·  Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

·  По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

·  Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

·  Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

·  Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

·  Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

·  Какова продолжительность обучения?

·  Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

·  Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

·  Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

·  Адрес учебного заведения и его полное название?


УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:

·  От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

·  Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

·  Какие учебные предметы у вас любимые?

·  Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

·  О какой работе вы мечтаете?

·  Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

·  Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

·  Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

·  Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

·  Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

·  Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

·  С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

·  И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.


ТЕМПЕРАМЕНТ И СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, т.к. они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы. Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности.

Стиль работы — это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.

Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.

Холерик наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех.

Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач — а они в период обучения у него бывают часто — он может принять опрометчивые решения. Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.

Флегматику наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе. Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

Меланхолик в отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности — полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные «уколы» самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой — при подавленном. Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.