Положение о проведении конкурса «Вандроўка ў мінулае» в рамках мероприятий областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»
- Общие положения
1.1. Настоящие условия определяют порядок проведения конкурса
«Вандроўка ў мінулае» в рамках мероприятий областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» (далее – конкурс).
1.2. Организатором мероприятий областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе» является главное управление по образованию Могилевского областного исполнительного комитета (далее – управление образования), УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» (далее – МГОИРО), ГУДО «Областной центр творчества» (далее – ОЦТ).
2. Цель и задачи
Конкурс проводится с целью формирования у учащихся гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств; приобщения к историко-культурным, природным ценностям, народным традициям и обычаям своей малой родины.
Задачи:
массовое вовлечение учащихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях Могилевщины;
формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных качеств и национального самосознания;
привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности по изучению исторического прошлого своего региона, района по сохранению исторической памяти о родном крае и личностях внесших большой вклад в изучении малой Родины;
создание имиджа регионов как привлекательного культурно-познавательного, туристско-экскурсионного объекта;
создание информационного банка данных экскурсионных маршрутов Могилевщины;
расширение и углубление интеллектуальных и познавательных возможностей учащихся;
выявление инновационных методик работы музеев учреждений образования, популяризация их деятельности как образовательного пространства.
- Участники конкурса
В конкурсе принимают участие воспитанники, педагогические работники, родители воспитанников учреждений дошкольного образования;
учащиеся, педагогические работники, родители обучющихся учреждений общего среднего, профессионального образования, дополнительного образования детей и молодежи области с учетом возрастной дифференциации.
4. Для организации конкурса на каждом этапе создаются оргкомитеты:
в учреждениях образования – руководителями учреждений образования;
в районах – структурными подразделениями горрайисполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования.
Оргкомитет каждого этапа конкурса:
обеспечивает организационное и методическое сопровождение конкурса;
доводит информацию о конкурсе до сведения учреждений образования;
осуществляет персональный отбор членов жюри конкурса;
анализирует и обобщает итоги конкурса в средствах массой информации.
- Срок реализации конкурса
Конкурс проводится с 15 февраля по 10 мая 2021 г. в учреждениях образования области.
- Условия и порядок проведения конкурса
Основным содержанием конкурса является:
обновление существующих и создание новых тематических культурно-познавательных, эколого- и туристско-экскурсионных маршрутов, а также разработка и создание маршрутов с использованием новых экскурсионных объектов;
исследование историко-культурных и природных памятников, возрождение культурных традиций регионов;
создание промопродукции о туристических возможностях регионов (интерактивная карта «Мой родны кут…», фотографии, видеоролики, справочно-информационные сборники, карты-схемы, буклеты и др.);
проведение рекламно-информационных и презентационных мероприятий.
Для подготовки материалов конкурса учащиеся:
участвуют в походах, экскурсиях и экспедициях по малой родине, исследуют объекты историко-культурного и природного наследия малой родины, систематизируют и анализируют собранный материал;
изучают и анализируют материал по истории населенного пункта (документы, архивные сведения, научную и историческую литературу).
Конкурс проводится по номинациям: «Мой родны кут…»; «Тапонімы побач».
6.1. Номинация «Мой родны кут…».
Каждое учреждение образования области разрабатывает экскурсионно-туристический маршрут по своему населенному пункту, отражающий специфику социокультурного пространства микрозоны учреждения образования включающий археологические, этнографические, культурные, религиозные, «утраченное наследие», спортивные, военные, промышленые, экологические и др. объекты.
Участники конкурса определяют, изучают и описывают памятники истории на территории региона (города, района). Далее с помощью различных компьютерных программ и графических редакторов создается интерактивная карта «Мой родны кут…» со сносками, которые содержат описание и фотографии объектов.
На конкурс представляется текстовый материал, оформленный в виде каталога памятников региона, в котором содержится: карта-схема памятников региона с обозначением их местонахождения, краткое описание памятника (название, время создания, адрес местонахождения, автор, исторические сведения об объекте, оценка современного состояния и др.), фотографии объекта, а также ссылка размещения созданной интерактивной карты.
Критерии оценки:
соответствие условиям;
информационная содержательность;
наглядность;
художественное оформление.
6.2. Номинация «Тапонімы побач».
Участники должны представить на конкурс отчетный материал по исследованию местных айконимов, урбанонимов, годонимов, гидронимов, микротопонимов населенных пунктов и его окрестностей. Материал должен создаваться в процессе анализа научной литературы и опроса местных жителей с исследованием истоков географических названий местности. Кроме этого, необходимо с помощью различных компьютерных программ и графических редакторов создать интерактивную карту «Тапонімы побач» со сносками, которые содержат описание и фотографии объекта.
Итоги поисково-исследовательской работы оформляются в виде творческих проектов: презентаций или видеороликов.
Творческие проекты предоставляются обязательно в бумажном виде и на электронном носителе. Видеоролик предоставляется в формате avi, mpg, wmv, хронометражем до 5 минут. Допускается использование при монтаже и съемке ролика специальных программ и инструментов.
Критерии оценки творческих проектов:
соответствие заданной теме и ее раскрытие;
историческая достоверность;
наглядность (использование в проекте иллюстраций, фотографий, рисунков, карт и др.);
логичность и последовательность изложения;
дополнительно для видеороликов – качество выполнения (звук, визуальные эффекты) и режиссерское решение (идея, замысел, творческая оригинальность).
7. Подведение итогов конкурса
Для подведения итогов конкурса оргкомитетом соответствующего этапа создается жюри, которое:
оценивает работы, которые представлены обучающимися;
определяет победителей и призеров конкурса.
Итоги конкурса подводятся отдельно по возрастным категориям.
Каждое учреждение образования области до 1 мая 2021 г. представляет в структурные подразделения горрайисполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отделы по образованию) по территориальному признаку материалы, проекты, отражающие специфику социокультурного пространства микрозоны учреждения образования (памятники и памятные места, выдающиеся природные объекты, музеи, промышленные предприятия и организации, спортивные объекты, описание аутентичных обрядов и традиций и др.).
В ходе подготовки материалов учащиеся вовлекаются в активные формы работы: походы, экскурсии, наблюдения и др. При подготовке материалов участники Проекта (обучающиеся и педагогические работники) могут использовать на безвозмездной основе материально-техническую базу, методическое сопровождение и ресурсный потенциал учреждений культуры, спорта и туризма, организаций и предприятий.
Материалы должны содержать наименование объекта, его описание, историческую, этнокультурную, социально-экономическую идентичность и визуальное изображение и другую значимую информацию об объекте.
Организационно-методические условия реализации областного проекта «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»
Актуальность Проекта обусловлена необходимостью продвижения регионов Могилевской области, малых и средних городов, как способа сохранения уникального социокультурного наследия Приднепровского края и создание положительного имиджа Могилевщины на республиканском и международном уровнях.
Социально-культурную сферу современного общества невозможно представить без такого важнейшего элемента просветительской деятельности как туристско-экскурсионная работа. Данная форма ознакомления с историей регионов, объектами культурно-исторического наследия, музеями, предприятиями, современными достижениями является наиболее доступной и увлекательной для учащихся учреждений образования, а также способствует комплексному решению педагогических задач: воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных.
Туристско-экскурсионное направление широко востребовано в образовательной деятельности и способствует дальнейшему профессиональному самоопределению учащихся, проявлению самостоятельности, творчества, формированию разносторонне развитой личности.
Создание конкретных туристических маршрутов, видеоматериалов, интерактивных карт, виртуальных экскурсий и других продуктов требует от участников проекта применения разнообразных методов и аппаратно-программных средств в области информационно-коммуникационныхтехнологий и геоинформационных систем, постоянное повышение уровня самообразования и саморазвития.
Разработанные в рамках Проекта экскурсионные маршруты могут быть использованы учреждениями образования для организации образовательного процесса, воспитательного сопровождения, краеведческой и туристско-экскурсионной деятельности и развития межрегиональных связей.
Изучение на системной основе социокультурного наследия Приднепровья будет способствовать формированию социально зрелой и профессионально компетентной, ответственной, открытой инновациям, приверженной высоким нравственным идеалам и традиционным национальным ценностям личности.
Реализация проекта в целом направлена на отражение интересов личности обучающихся, общества и Могилевского региона.
Цель: формирование основ ценностного отношения ксоциокультурному наследию Могилевского края, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, формирование нравственно зрелой личности, способной на адекватное отношение к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание себя, своего места в обществе.
Задачи:
массовое вовлечение учащихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных и природных достопримечательностях, социально-экономических, спортивных и иных достижениях Могилевской области;
формирование основ информационной культуры, базирующееся на традициях духовного культурного наследия белорусского народа и достижениях современного общества;
создание условий для развития творческих способностей детей и молодежи, путем включения в различные виды социально значимой деятельности;
вовлечение детей дошкольного возраста в разные виды детской деятельности,детей и молодежи в полезную досуговую деятельность, содействие их самоопределению;
формирование навыков осознанного владения цифровыми устройствами и применения информационно-коммуникационных технологий;
популяризация туристских и рекреационных ресурсов природного, исторического, социокультурного и экономического происхождения в каждом регионе Могилевской области;
содействие развитию межрегионального внутреннего детского и молодежного туризма;
формирование, позитивное развитие и продвижение положительного и привлекательного имиджа Могилевской области.
Участники проекта:
воспитанники, педагогические работники, родители воспитанников учреждений дошкольного образования;
учащиеся, педагогические работники, родители обучющихся учреждений общего среднего, профессионального образования, дополнительного образования детей и молодежи области с учетом возрастной дифференциации.
Партнеры проекта:
учреждения культуры, учреждения спорта, организации и предприятия Могилевской области, общественные организации и другие.
Основные этапы проекта:
1 этап – учрежденческий – организован в рамках проведения конкурса «Вандроўка ў мінулае» (положение о проведении конкурса прилагается).
2 этап –районный (региональный) – организован в рамках проведения конкурса «Район адчыняе дзверы» (положение о конкурсе прилагается).
Справочно.
Отделы по образованию до 31 мая 2021 г. обобщают, систематизируют материалы учреждений образования и до 10 декабря 2021 г. организуют посещения обучающимися знаковых социокультурных объектов района.
Районные (региональные) материалы до 10 декабря 2021 г. представляются в УО «Могилевский государственный областной институт развития образования» на внешнем носителе в виде интерактивной мультимедийной презентации, содержащей информацию о социокультурных, исторических, этнографических, природных, спортивных и других значимых объектах района (города).
Презентация может содержать текстовую, графическую, видео и аудио информацию; гиперссылки, управляющие кнопки и триггеры.
На носителе также должны быть исходные материалы: текстовые документы с описанием социокультурных объектов, фотографии в виде файла размером не менее 100х150 мм с разрешением не менее 300 dpi, видеофрагменты. Видео должно быть корректно экспонировано (не должно быть темным или просвеченным). В кадре должны быть сведены к минимуму или удалены логотипы, торговые марки, запатентованные элементы дизайна, предметов искусства, номеров автомобилей, пластиковых карточек, рекламных плакатов и др. приватной информации. Дрожание камеры не допустимо. Объект съемки должен быть в фокусе. Длительность ролика: 5 – 15 мин. Формат готового ролика: .mov, .avi, .mp4 c использованием кодека h.264/mpeg4. Разрешение готового ролика: 1280х720 и выше.
3 этап – областной – реализуется с 10 декабря 2021 г. по 10 декабря 2022 г.
Учреждение образования «Могилевский государственный областной институт развития образования» обобщает материалы, предоставленные районными и городскими отделами (управлениями) по образованию и в срок до 01.03.2022 года создает путеводитель по Могилевской области с интерактивной картой «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе», отражающую достопримечательности Могилевской области, создает мобильное приложение «Мая _Зямля_Прыдняпроўе».
Данное приложение направляется в учреждения образования, которые использует его в своей деятельности. На этом этапе через участие в квест-играх, тестовых заданиях мобильного приложения изучают уровень усвоения знаний обучающихся Могилевской области, а также необходимость пополнения интерактивных карт.
В течение апреля-декабря 2022 года обучающиеся должны познакомиться с достопримечательностями районов и городов Могилевской области. Формами реализации данного этапа могут быть: походы, экскурсии, виртуальные экскурсии, презентации, коллажи, портфолио, «с великими – запросто», «пять минут с искусством» и др. Выбор форм зависит от возрастной дифференции и уровня реализации проекта. Обязательным условием является использование материалов интерактивной карты «Мая_Зямля_Прыдняпроўе».
Материалы карты должны в обязательном порядке быть использованы учителями-предметниками, воспитателями дошкольных учреждений в образовательном процессе в качестве иллюстрации социокультурного наследия Приднепровского края и создании положительного имиджа Могилевщины. При проведении классных часов, часов информирования целесообразно использовать данные информационные продукты.